ВЫХОД НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ САЙТА
АЛЕКСАНДР ИРАТОВ: ЛЕНА МОЯ – ТЕТКА ОЧЕНЬ РАЗУМНАЯ!
Регулярно общаясь с представителями этой трудной и, в общем-то, неблагодарной профессии, нельзя не поговорить вот а каком типе продюсеров: о шоу-бизнесменах, работающих со своими родственниками. В нашей стране известно множество подобных тандемов. 1) Муж, продюсирующий свою супругу (Владимир Дубовицкий и Татьяна Овсиенко). 2) Жена, продюсирующая мужа (Алена и Александр Буйновы, Эмма и Александр Малинины). 3) Отец, продюсирующий свое дитя (Юрий и Анжелика Варум) 4) Крутой бизнесмен, продюсирующий любовницу или любовника (…).
Пожалуй, наиболее ярким и успешным представителем «семейного» типа продюсеров является супруг Алены Апиной Александр Иратов.
- Александр, беседу хочется начать с вашей работы музыкальным продюсером на телеканале ТВЦ. Расскажите, где в нашей стране учат этой мудреной профессии?
- Правильно моя должность называется так: «главный редактор главной редакции музыкальных и развлекательных программ ТВЦ». Что касается этой моей профессии, я не заканчивал никаких телевизионных курсов. В институте культуры, в котором я учился в начале восьмидесятых годов, конечно же, ничему этому не учили. Но! Так сложилось, что на телевидение я попал еще в середине семидесятых сразу же после школы. Сначала был администратором в двух фильмах режиссера Евгения Гинзбурга «Волшебный фонарь» и «Бенефис Людмилы Гурченко». Благодаря этой работе я получил не только определенный опыт, но и представление о работе телевидения вообще. Ну а потом в 1986 году я уже с головой ушел в шоу-бизнес. Время было самое перестроечное, и я отлично запомнил свои первые музыкальные программы, первые большие концерты, свой первый фестиваль. Потом были телепроекты «Синий троллейбус», фестивали «Азбука России», «Мельница», «Я почти знаменит», какие-то небольшие программы. И хотя тогда я в штате на телевидении еще не был, тем не менее, уже участвовал во всех этих программах в качестве полноправного продюсера. А когда в 1999 году Сергею Лисовскому дали в управление канал ТВЦ – а Лужков, как известно с Лисовским друзья давние, Сергей и пригласил меня к себе на работу.
- А разве ТВЦ до сих пор в управлении Лисовского?
- Нет. Ровно через полгода Лисовского уволили, и из тех, кто с ним тогда работал, осталось человека два-три. Остальные пришли на ТВЦ позже уже вместе с Олегом Максимовичем Попцовым.
- В середине восьмидесятых годов вы уже были известны, как руководитель аккомпанирующего ансамбля Вячеслава Малежика «Саквояж». По крайней мере, так было написано на пластинках этого коллектива.
- Я действительно начал работать с Малежиком в феврале 1986 года, когда он ушел из ансамбля «Пламя» и начал заниматься своей сольной карьерой. Но руководителем «Саквояжа» я не был, поскольку это единица творческая, а я скорее был администратором. Но в качестве продюсера я в этом коллективе действительно работал, и мое сотрудничество с Малежиком продолжалось вплоть до 2001 года.
- Недавно в одном интервью Малежик сказал, что Александр Иратов умудрился стать его продюсером, не имея при этом ни музыкального образования, ни музыкального слуха.
- У меня действительно нет музыкального образования, хотя я учился в музыкальной школе по классу гитары. Проучился целых два года! Что касается моей остальной любви к музыке – это была игра в ансамбле в школах, ресторанах и на свадьбах. В то время я действительно был руководителем школьного ансамбля с очень смешным названием «Стук сердца». Что касается музыкального слуха – возможно у меня его и нет, но как говорят профессионалы, у меня очень хорошая музыкальная память… Нет, вернее не так! Слух у меня есть сто процентов, но у меня неправильное звукоизвлечение. Я не очень чисто пою, и с этим у меня всегда были проблемы. Хотя петь очень люблю, особенно когда выпью. Но получается это у меня, мягко говоря, не очень чисто. А вообще, слух есть у каждого человека, но насколько он развит – здесь все зависит от опыта.
- А почему вы не стали певцом? Ведь сегодня звукозаписывающая техника позволяет корректировать то самое «неправильное звукоизвлечение».
- Потому что я, слава Богу, не идиот, и очень хорошо понимаю: чтобы петь, нужно, как минимум иметь голос. А вот его-то у меня нет абсолютно точно.
- Когда и где вы познакомились с вашей будущей супругой Аленой Апиной?
- На том самом музыкальном фестивале «Азбука России», который я делал с телекомпанией «Вид» от Первого канала. Как сейчас помню, это было 21 марта 1991 года, Ташкент, праздник Навруз, огромный дворец спорта, в котором тогда выступало артистов двадцать, и в их числе группа «Комбинация». Помню, были огромные проблемы с гостиницами, пришлось многих артистов расселить в доме престарелых. И когда звезды начали бузить, я лично поехал с ними разбираться. Среди них была одна самая крикливая девушка, которая грозилась стереть меня с лица земли. Она-то и стала потом моей женой.
- И вскоре Алена Апина по вашему настоятельному требованию ушла из «Комбинации»?
- Да. Познакомились мы с ней в марте, а уже в июне 1991 года мы уже стали вместе жить, и именно тогда она последний раз съездила на гастроли с «Комбинацией». Так что все произошло у нас очень-очень быстро. И ей казалось, что она уже больше никуда не будет уезжать от своего мужа. Будет сидеть дома и варить ему щи. С июня и до самого августовского путча она сидела дома, и никаких песен не пела. А буквально в дни путча композитор Виталий Окороков принес ей «Ксюшу». Мы очень хорошо запомнили, как утром все вместе возвращались из студии, на которой записывали эту песню, а навстречу нам ехали танки: начинался путч. В общем «Ксюша» сразу же стала настолько популярной, что уже в октябре Лену начали приглашать на гастроли.
- Это всего-то с одной песней?
- Нет. Как только «Ксюша» попала на радио, случился такой резонанс, что мы поняли: срочно нужен материал! Быстренько записали еще несколько песен. И на первых гастролях Алена работала уже целый час. И хотя первое время она выступала под «фанеру» с музыкантами, которые только изображали игру (помнится, их тогда называли «обезьянами» - авт.), потом у нее подобралась отличная команда настоящих «живых» музыкантов, с которыми Алена работает вот уже более десяти лет. И то, как она работает «живьем» сегодня, вызывает зависть у многих ее коллег.
- С автором «Ксюши» - безусловно, самой лучшей песни Алены Апиной, ваше сотрудничество быстро прекратилось. Был какой-то скандал?
- Сегодня кажется, что никакого скандала и не было. И мы постоянно встречаемся и общаемся с Виталием. Но тогда действительно что-то случилось. И здесь был замешан не только Окороков, но и совершенно безумный человек Юрий Дружков (саратовский поэт, автор текста «Ксюши» и многих других хитов «Комбинации» - авт.). В общем, скандал действительно какой-то был, но по истечении стольких лет я даже не помню, в чем была его суть (странно, что г-н Иратов отчетливо помнит все даты, а про этот скандал запамятовал – авт.). Но, несмотря на ту давнюю историю, сегодня Окороков постоянно предлагает нам очень много своих песен. Совсем недавно он принес мне их на кассетке штук пятнадцать. Мы послушали – это был такой бред!.. А почему вы считаете, что у Алены больше не было песен лучше «Ксюши»? Сразу же после этой песни Аркадий Укупник сочинил ей «Лёху», «Летучего голландца». Хуже они или лучше – да хрен их знает. А если сегодня спросить у людей, с какой песней ассоциируется у них Алена Апина – девяносто девять процентов все равно скажет, что с «Электричкой», а не с «Ксюшей».
- Не согласен. Не так давно на ее сольном концерте, который проходил в Театре Эстрады, публика настойчиво просила именно «Ксюшу», а не «Электричку». И не даром Алена перезаписала «Ксюшу» по-новому.
- Ну, и дай Бог. Да я и сам считаю, что «Ксюша» очень хорошая песня. Не так давно мы вместе с Окороковым а также с Таней Ивановой обсуждали идею устроить осенью тур, посвященный пятнадцатилетию группы «Комбинация». Возможно, проведем концерты даже в ГЦКЗ «Россия». Поэтому Лена вместе с Таней в некоторых телепрограммах уже показали песню «Бухгалтер». И мы еще раз убедились, насколько шикарны были старые окороковские песни «Russian Girl», «American Boy», и многое другое из репертуара «Комбинации». Но у каждого композитора имеется момент своего времени. Даже у великого Зацепина, который недавно тоже приносил нам свои песни, сегодня выбрать-то особо нечего.
- То есть не зря кто-то придумал меткое выражение «исписался»?
- Не знаю, как это назвать. Но, согласитесь, что Окороков после «комбинации» так ничего достойного никому и не написал. И «Ксюша» была его последней великой песней. Возможно поэтому «Комбинация» потом стала петь песни Игоря Саруханова и других авторов.
- Как мы поняли, вы с 1991 года фактически являетесь продюсером Алены Апиной.
- Да. И фактически, и практически. И остаюсь им до сих пор по необходимости, потому что я все ж таки ее муж. Но я реально осознаю, что занимаюсь ей крайне мало. Потому что и на телевидении дел по горло, и за двенадцать лет продюсирования острота восприятия этого занятия немного притупилась. Мне кажется, что я уже достиг всего того, чего можно, поэтому мне тяжело каждый раз находить все новый и новый шлягер, новую вершину. И я реально понимаю, что из-за моего расп…яйства и загруженности другой работой Лена сегодня сильно недобирает. И поэтому я буквально на ваших глазах подписал контракт с компанией Real Records, и в ближайшие два года уже они будут заниматься Аленой.
- Кто теперь будет подбирать ей материал?
- А он уже подобран. Мы собирали его в течение последних двух лет. Новые песни написаны совершенно разными авторами. Хозяева Real Records сами предложили мне свои услуги, и наш материал им очень понравился. Эти люди ранее работали на «Союзе», и именно они когда-то добавили к собранному нами материалу купленную ими у Олега Молчанова песню «Электричка». Так что примерно по этой же схеме они сегодня хотят купить для Лены по одной песне на каждый альбом у Вячеслава Тюрина. Получится что-нибудь или нет – посмотрим.
- Алена вас часто упрекает, что вы ей недостаточно плодотворно занимаетесь?
- Нет, она в этом плане очень спокойный и реальный человек. И вообще, Лена моя– тетка очень разумная. И она хорошо запомнила наш разговор с Львом Лещенко, с которым мы как-то летели из Америки. В то время мы уже прошли все истории, связанные с молодежными дискотечными песнями – с теми же «Ксюшей» и «Лёхой», и метались в поисках, но ничего особого не получалось. Лев Валерианович тогда так спокойненько сказал мне: «Да не дергайся ты! Все придет само собой». И действительно вскоре к нам сам пришел Михаил Танич с песней «Узелки». И с «Электричкой» все само собой получилось. Если в последние два-три года у Алены ничего яркого нет, действительно, чего дергаться-то? Все само собой появится. Поэтому и Алена тоже достаточно спокойно ко всему этому относится.
- Не было ли у вас идеи превратить Алену Апину из попс-исполнительницы в более эстрадную певицу? Ведь многие отмечают поразительное сходство ее тембра голоса с голосом Марии Пахоменко.
- Вы знаете? Было! И было это достаточно давно. Но Алла Пугачева, с которой мы одно время близко общались, просто задавила тогда меня своим авторитетом. Она сказала: «С этим вы всегда ус-пе-е-те! Дай пока Аленке попрыгать и всю эту херню попеть». И Пугачева права. У нас же сейчас до семидесяти лет поют. А Лене еще и сорока нет.
- Был ли у вас опыт продюсирования других артистов?
- Да. Помимо Лены и Славы Малежика я работал с Сергеем Беликовым, со Светланой Лазаревой, с Муратом Насыровым. Но сегодня я больше занимаюсь телевидением, а не артистами.
- Потому что роль телевидения в шоу-бизнесе становится все актуальнее?
- Ситуация действительно за последнее время очень сильно изменилась. Если лет десять-пятнадцать назад хорошей песне достаточно было просто попасть в ряд сборников на кассеты, то сегодня… Впрочем, черт его знает… Я же работаю на телевидении не потому что, сегодня оно вышло на передний план, а потому что мне всегда было интересно заниматься телевизионным проектами. И если бы я сейчас сказал, что просто сижу и за зарплату работаю, я бы соврал. К тому же я плохо знаю и не всегда понимаю молодое поколение, творящее в шоу-бизнесе. И это нормально, потому что в конце восьмидесятых Павел Слободкин и Игорь Гранов наверняка безумно плевались от «Ласкового мая». Но теперь я отлично осознаю, что песни, которые пел Юрий Шатунов, гораздо лучше, чем те, что поются молодежью сегодня. Наверное, должно пройти время, чтобы оценить то, чем сегодня занимается молодежь. А может это у меня просто возрастное.
- Хочется поговорить немного о Мурате Насырове. Когда-то он сам мне рассказал, что именно вы придумали историю его лжеромана с Аленой Апиной. А для чего вы это сделали?
- А для чего у нас в шоу-бизнесе все какую-то херню придумывают, а? Ну, это же и есть то самое, что называется шоу-бизнесом. Да и не я сам это выдумал. Я очень быстро согласился с корреспондентом одного из журналов, который мне это предложил. Подумал: «А почему бы нет? У Алены и Мурата есть дуэтная песня, есть совместный клип. На гастроли они вместе ездят. Наверное, это будет всем интересно». Но мне сильно не понравилось, как журналист про все это написал. Помню, у меня был серьезный скандал с этим изданием. Поэтому не буду себе лавры присваивать, не я это придумал. Хотя согласился на это действительно очень быстро, потому что понимаю, что в шоу-бизнесе вся эта хрень крайне важна. И деваться нам всем от этого некуда.
- Однажды в одной из газет на первой полосе красовался следующий заголовок: «Апину выгнал муж по причине ее бесплодия!» Как вы относитесь к подобным материалам?
- Слушайте, я такого не видел! Но, зная стиль работы нашей желтой прессы, я представляю, что заголовок может быть каким угодно, а в самой статье все бывает корректно. По молодости я часто психовал из-за подобного, даже пытался кое на кого в суд за это подавать. А мне говорили, что предмет для суда отсутствует. И что с них взять? Да и вообще, желтая пресса – это святое дело. И я отношусь к ней достаточно спокойно. Хотя, когда я сам ее один раз использовал – я имею в виду случай с романом с Муратом Насыровым, с мамой Лены чуть инфаркт не случился, когда она это увидела.
- Возвращаясь к вашей теледеятельности. Как вы решаете, кому из наших артистов быть на вверенном вам канале ТВЦ, и платить ли ему за телеэфир деньги?
- Совершенно спокойно об этом говорю: как и на многих других телеканалах, хотя возможно, не все это афишируют, у нас показ клипов приравнен к коммерческим программам, то есть платный. Я вообще не решаю, кому из артистов у нас быть, а кому нет. Более того, у нас еще изначально была договоренность с Лисовским, что не будет такого «нравится – берем, не нравится – не берем». Продажей эфира на ТВЦ занимается компания «Rise», именно она взимает с артистов деньги и платит их нам. Я не думаю, что они кого-то ставят бесплатно, так что если кто-нибудь хочет к нам попасть – должны платить.
- Можно ли все же кому-нибудь попасть к вам в эфир бесплатно?
- Нет. Кроме моей жены, которая ведет на ТВЦ программу «Полевая почта», и которой вместо гонораров платят эфирами.
- Значит, персон нон грата у вас нет? А как же группа «Ленинград», которую так не любит Лужков?
- О-о-о! Но это же не по моей вине! Я лично пытался помочь этим ребятам на «Максидроме». Шнур там собственноручно подписал бумагу, что не произнесет ни единого матерного слова. Пытался говорить с Сергеем Цоем. Но Лужков ни в какую! Видимо, кто-то подсунул ему тот злополучный альбом, и Юрия Михайловича он чересчур зацепил! В смысле того, что нельзя артистов, использующих нецензурную лексику, показывать по телевизору, это разделяю полностью! Но у «Ленинграда» есть же и нормальные песни.
- Часто ли вам приходилось слышать упреки в том, что вы по блату пристроили Алену Апину на ТВЦ в качестве ведущей?
- В глаза ни разу, хотя, возможно, что за спиной про это и говорят. Единственное, что я твердо знаю, что не я ее на ТВЦ привел. Потому что программа «Полевая почта» не мною делается. Когда в 1999 году сюда еще к Лисовскому пришел директор телестудии министерства обороны, был подписан договор о производстве «Полевой почты». И именно они ее пригласили в эту передачу в качестве ведущей. Так что за себя я спокоен, а уж что говорят люди за моей спиной…
- А как на это реагирует ваше нынешнее вышестоящее начальство?
- Вышестоящему начальству Апина как ведущая нравится больше чем мне раз в сто! Говорю вам абсолютно честно: «Мне вообще не нравится, как она ведет «Полевую почту»! По мне лучше бы каждый занимался своим делом. Чтобы певцы пели, ведущие вели, драматические актеры играли в спектаклях. Но Олегу Попцову Лена в этой роли почему-то очень нравится. Да и вообще, у них там сложилась какая-то взаимная симпатия, они достаточно часто общаются.
- Не ревнуете?
- Ха-ха-ха. Слава Богу, нет.
- Скажите, когда в семье и муж и жена из шоу-бизнеса, насколько это психологически трудно?
- Это просто отлично!!!
- Да, но многие артистические семьи распались именно из-за этого.
- Ну, а представьте, если бы Лена была певицей, а я, условно говоря, на заводе бы детали точил. И мне, как и любому другому мужику, было бы по вечерам интересно говорить с ней о том, чем я занимаюсь на своей работе.
- Это с одной стороны. Но с другой – вы и дома и на работе всегда вместе. И так в течение всей жизни – это же сущий кошмар!
- Как ни странно, нет. Оказалось что и я, и Лена не зацикленные ни на чем люди. Наша общность профессий работает только в плюс. А постоянные разговоры типа «как же надоел этот, бл…дь, шоу-бизнес!» - такого в семье нет.
- Может быть это из-за того, что редко друг с другом видитесь? То вы с утра до вечера на телевидении, то она уезжает от вас на гастроли на несколько неделей?
- И слава Богу!
- Что, так сильно друг другу успели надоесть?
- Вот может, поэтому мы и не успели надоесть друг другу. И если сегодня у нее гастролей стало меньше – по семь-восемь дней в месяц, то раньше мы с ней не виделись по двадцать-двадцать пять дней в месяц. Так что поэтому, возможно, мы и живем с ней столько лет вместе, и разводиться, тьфу-тьфу-тьфу, не думаем.
- Как мы поняли, вы – человек сильно занятой. Остается ли у вас время на отдых, и есть ли у вас какое-либо хобби?
- Это смотря что считать отдыхом… Да! Я очень люблю пить водку. Но не запойно. Просто, когда вечером собираемся с друзьями, то водка или пиво – это всегда с удовольствием! Для меня это настоящий отдых, и я подобным образом очень люблю расслабляться.
- А эти ваши друзья, с которыми вы подобным образом расслабляетесь, конечно же, не из шоу-бизнеса, так?
- Самое интересное, что из шоу-бизнеса! Это нынешний концертный директор Вячеслава Малежика Владимир Ковалев, с которым мы знакомы аж с самого детства. И именно я когда-то пригласил его, бурильщика по профессии, работать к нам с Малежиком. Это также Евгений Васьков, бывший директор «Диск-канала». Все они мои близкие друзья, и мне очень интересно с ними общаться.
- То есть, как я понял, вы любите устраивать мальчишники.
- Да. Еще я как минимум два раза в год должен съездить куда-нибудь покататься на горных лыжах. К сожалению, как ни пытался привить интерес Алены к этому занятию, ничего не получилось. Лена страшно боится высоты, боится горных лыж. Поэтому если она со мной и выезжает, то либо катается внизу на простых лыжах, либо просто проводит время в бассейне. Но отдыхать ездим мы, конечно же, вместе: ну как же это она меня одного отпустит за границу? Потом я два раза в неделю должен играть в большой теннис. Это увлечение тянется у меня уже лет двадцать. И еще я обязательно хотя бы раз в год должен купить себе новый автомобиль. Сейчас у меня их три: джип «Гранд-Чирокки», «Мерседес» и «Ауди». Вот и все мои хобби.
Николай Фандеев
(с) 2003, журнал «Хит-парад»
ВЫХОД НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ САЙТА