ВЫХОД НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ САЙТА

 

ВЯЧЕСЛАВ ПЕТКУН: ВСЕ ХИТ-ПАРАДЫ – СТОПРОЦЕНТНОЕ ЛИЦЕМЕРИЕ!

Так уж вышло, что с Вячеславом Петкуном вашему покорному слуге приходится частенько общаться по жизни. Видимо поэтому интервью и получилось в какой-то степени откровенным и местами даже резковатым. Но от идеи его «сгладить» мы отказались: в этом случае просто бы потерялся характер нашего собеседника (разве можно представить себе этого человека без эпатажа?). И по поводу общения с Вячеславом на «ты» не обессудьте: таково пожелание самого артиста. Поэтому не воспринимайте эту беседу как приватный разговор двух хороших знакомых.

Итак, наша встреча с Вячеславом Петкуном состоялась в гримерке клуба «Шестнадцать тонн», в котором он работает арт-директором. Мы поприветствовали друг друга рукопожатием и…

 

-         Вячеслав, когда у тебя впервые появилось желание взять в руки гитару?

-         Разумеется, гораздо раньше, чем появилась группа «Танцы минус». Это случилось, когда я еще не понимал, что чтобы играть на гитаре, нужно как минимум уметь это делать. В раннем детстве мне кто-то подарил маленькую гитарку с железными струнами.

-         Не помнишь ли, что ты тогда на ней сыграл?

-         Не помню. Я видимо тут же стал пытаться что-то сочинять.

-         Под чьим-то воздействием?

-         Да какое там воздействие в трехлетнем возрасте! Я эту гитару вскоре разломал, после чего получил от родителей как следует по заднице.

-         Так, ну а потом как шло твое музыкальное развитие?

-         Жизнь просто шла своим чередом, и я даже как-то не задумывался, буду ли я музыкантом, или нет. Мне на это было абсолютно наплевать, поэтому я и не помню, что именно я впервые когда-то сыграл на гитаре. Тем более что я и сейчас не являюсь серьезным гитаристом. Все это так, в «поделочном» варианте.

-         Но потом-то ты ведь когда-то к музыке вернулся, и начал ей серьезно заниматься.

-         В детстве я активно увлекся спортом. Футбол, бокс. Но вскоре понял, что заниматься этим в том объеме, в котором мне бы хотелось, не получится. А затем и вовсе в моей жизни стало происходить что-то пагубное. Первый алкогольный напиток, первая сигарета, музыка…

-         …А еще первая женщина, так?

-         Не-е-е! Она появилась раньше, чем музыка. Еще когда был спорт.

-         Ты увлекся музыкой, и у тебя сформировалась команда единомышленников?

-         Знаешь, эта тема довольно серьезная. Потому что все это единомыслие внутри групп, коллективов – вещь абсолютно напускная и глупая. Не было никакого единомыслия, не было постоянного состава. Группа собиралась в течение нескольких лет. Гитарист у меня уже пятый, басист третий, барабанщик четвертый, клавишник четвертый. А были еще виолончелисты, саксофонисты и т. д. Но тот состав, что существует сегодня, меня вполне устраивает. И многие другие коллективы также как и нас, группой как таковой назвать нельзя. Даже в «Битлз» не все их участники могли проявлять себя в равном объеме. А когда приходит популярность и возможность публично творчески высказываться, у человека появляется естественное желание позиционировать себя внутри коллектива. Вот когда я прошу гитариста сыграть ноту, и он ее «зацепил», это уже его нота. К этому я всегда отношусь философски. Но такие люди чувствуют себя несчастными и обделенными, поэтому я им не завидую. Есть такой анекдот. Встречаются два приятеля. У одного все хорошо, у другого все плохо. Первый говорит второму: «У меня для тебя есть работа. Будешь нажимать две кнопки: красную и зеленую». Через полгода у второго все хорошо: роскошная квартира, шикарная иномарка, дети за границей учатся… А ему все неспокойно. Просыпается как-то ночью жена, а он сидит посреди огромной кухни в своей двадцатикомнатной квартире. «Что тебя мучает, Вася?» - спрашивает жена. Вася отвечает: «Представляешь?! На кнопки нажимаю я, а деньги пополам!»

-         В «Танцах минус» та же проблема?

-         К счастью нет. Но в других группах это очень даже заметно.

-         Ваш первый альбом, выпущенный фирмой «Союз», назывался «Десять капель». Скажи, трудно было выпустить первую пластинку, и потом как-то начинать продвигать ваше творчество в народ?

-         А задачи такой не было. Нам просто нравилось то, что мы делаем. Мы все чувствовали себя хорошо, потому что все мы занимались чем-то еще.

-         Ты тогда жил еще в Питере?

-         Нет, уже в Москве.

-         А, живя в Питере, вы ходили и показывали ваши записи?

-         В основном нет. Единственный раз мы отвезли свой CD-R на питерское радио «Максимум». И еще один раз я лично отвозил свою кассету с песнями из альбома «Десять капель» в компанию «Союз». Там я сцепился с каким-то функционером, после чего решил, что больше ни разу в жизни никуда не повезу свой материал! Хотя с «Союзом» в результате вышло все хорошо. Они мне через две недели перезвонили, и сказали, что песня «Губы» им очень понравилась.

-         А все же, как получилось, что ты переехал из Питера в Москву?

-         Я не переезжал в Москву, я из Питера уезжал. Однажды я понял, что все, что я мог в этом городе сделать, я сделал.

-         Это был у тебя миг отчаяния?

-         Можешь это так назвать. Хотя в то время я не чувствовал себя ну совсем чтобы уж отчаянно! Если бы в 1996 году в рамках нашего государства существовали Таллинн и Рига, я бы уехал куда-нибудь туда.

-         Эти города тебе нравятся больше чем Питер и Москва?

-         В то время они мне просто нравились. Так что я не уезжал целенаправленно в Москву, чтобы именно здесь заниматься своей музыкальной карьерой.

-         А где в Москве тебе приходилось первое время жить?

-         У меня был хороший знакомый Толя Шенберг. Возможно, ты помнишь, этот певец еще участвовал в конкурсах типа «Юрмала». Он был женат, и первую пару-тройку месяцев я жил у них. К сожалению, я потерял с ним связь.

-         А потом?

-         Потом что-то стало происходить в жизни.

-         И ты, чтобы как-то выживать, устроился арт-директором в «Шестнадцать тонн»?

-         Нет, это произошло лишь спустя полтора года. Я приехал в Москву в июле 1996 года, а арт-директором «Шестнадцати тонн» стал только в октябре 1997 года. Совру, если скажу, что финансовый интерес здесь не присутствовал. Но с другой стороны мне эта работа очень интересна.

-         Альбом «Десять капель» тогда ведь практически не рекламировался…

-         …Но худо-бедно «Союз» его продал сто тысяч, что для начинающей группы очень даже нормальный тираж.

-         А свой второй альбом ты, тем не менее, предложил другой фирме «Real Records». Так?

-         Я никому ничего не предлагал. К моменту начала с ними переговоров песня «Город» уже полгода была во всевозможных хит-парадах, а клип на эту песню вовсю крутился на «MTV» и на «Муз-ТВ».

-         На «Муз-ТВ», конечно же, за деньги?

-         На «Муз-ТВ» я ничего не платил, они стали показывать его без денег. Не вру. Хотя жестких ротаций «Муз-ТВ» без денег не дает никому.

-         Сегодня ты персонаж достаточно популярный. По итогам за прошедший год ты в самых авторитетных газетах фигурируешь как  лучший певец. Как ты к этому относишься, и уютно ли тебе в компании с «певцом года номер два» Филиппом Киркоровым и «певцом года номер три» Андреем Губиным?

-         Я ни о чем таком даже не в курсе.

-         Почитай, к примеру, «Звуковую дорожку» МК.

-         Гм… Ну вот если тебе кто-нибудь заявит, что ты лучший журналист года, на втором месте использованный презерватив, а на третьем месте кусок говна. Что ты скажешь? Уютно тебе в этой компании?

-         Смешно, и не более.

-         Вот и я тоже улыбаюсь… Вот что тебе скажу. В сознании обывателя Филипп Киркоров и этот, как его, Андрей… ммм… Басков, да?

-         Губин.

-         Да! Андрей Губин и Николай Басков – это такие как бы… В общем для обывателей это певцы с большой буквы. И какая-нибудь бабушка запросто может сравнивать Киркорова с Козловским.

-         Ты считаешь?

-         Ну, они так думают. Это массовое сознание, на которое влияет, между прочим, и то, чем ты занимаешься. Люди-то, воспитывавшиеся при тоталитарном режиме, до сих пор считают, что все телевидение, газеты, журналы – наши честь, ум, достоинство, совесть и все остальное. Им верили безоговорочно, и обсуждать это было не принято. А обсуждали лишь те, у кого мозг работал. У кого не работал – не обсуждали. И те, кто это обсуждал, либо уехали в Израиль, либо погибли на каторге.

-         Возвращаясь к хит-парадам. Вот «Танцы минус» не являются лучшей рок-группой, а ты лучшим певцом являешься. Тебя это не огорчает?

-         Да мне, если честно, абсолютно все равно! Пойми, мне очень хорошо. Я занимаюсь тем, что мне нравится. Также как и ты. Вот если я, например, тебе скажу: «Вот тебе, Коля, пятьсот долларов! Напиши обо мне ох…ительно. Что я на первом месте, на втором «Oasis», на третьем «Suede», на четвертом «Radiohead». А внизу обязательно пометь, что это взято из журнала «Q» за март месяц, и т. д.

-         Ха-ха-ха, будем думать.

-         Неужели фактор Госавтоинспекции у тебя имеет место быть?! Да я уверен, что ты никогда этого не напишешь! Я знаю некоторых журналистов, которые вообще ни с кого не берут денег. Их очень мало, но все их почему-то считают говном. Сколько раз о таких слышал: «Ну, надо же, какое он говно! Денег не берет!» И в то же время о тех, кто берет деньги, они говорят так: «Вот пидорас, а?! Взял денег, сказал «приезжайте, пожалуйста» и даже не зажужжал!» Это же все стопроцентное лицемерие!

-         Когда ты в «Песне года» за кулисами обнимаешься с Дмитрием Маликовым или «Иванушками», ты комфортно себя чувствуешь?

-         Слушай, у меня такое ощущение, будто я кролик, который обнимает крокодила! Или наоборот. Мы же люди! Почему я не могу общаться, выпивать и слушать музыку с хорошим человеком, но плохим программистом или с людьми, которых я в принципе не считаю музыкантами и носителями культуры и идеи? Ведь поп-культура и эстрада в себе идеи как таковой не несет. Это чистой воды развлечение, шоу.

-         Это не в той ли самой поп-культуре, о которой ты только что говорил, «сочиняют и поют дурацкие песни»?

-         Ха-ха-ха! Это у тебя домашняя заготовка!

-         Да. Послушал радио – и пометочку на бумажке сделал.

-         А Гимн Советского Союза, по-твоему, дурацкая песня, или не дурацкая?

-         Наверное, все-таки нет.

-         А я отношусь к нему неоднозначно. И если бы был опрос, я бы проголосовал стопроцентно против.

-         Почему?

-         Это как католицизм. Я с уважением отношусь к этой идее, но мне вообще кажется, что это не конфессия. Слишком много там крови.

-         А ты сам верующий?

-         Чтобы верить, вовсе необязательно ходить в церковь, потому что там нет телефонной будки для разговора с Богом. Веру надо носить в себе. Либо ты живешь с этим, либо нет.

-         Ты живешь с этим?

-         Стараюсь, но не получается.

-         Ладно, давай сменим тему. Вот ты уже более полгода являешься телеведущим. И в отличие от других проектов твоя передача «Черно-белое» не только не закрылась по причине неинтересности, а, наоборот, ее рейтинг постоянно растет.

-         Да, по опросу генпродюсеров разных телеканалов, сегодня это лучшая программа о шоу-бизнесе.

-         А в твоей жизни что-либо за это время изменилось? Может, поклонниц у тебя прибавилось?

-         Недавно я летал отдыхать, и когда задраили люки самолета, я понял, что попал в пространство с людьми, с которыми мне придется общаться, выпивать, фотографироваться, давать автографы. И деваться мне от них в течение четырнадцати часов было некуда. Безусловно этому способствовали и передача, и «Нотр-Дам». Если раньше моими поклонниками и поклонницами были те, кто посещает рок-фестивали, клубные выступления, покупает наши пластинки, то теперь это приобрело довольно хаотичный и психопатичный массовый характер. Мне это не нравится.

-         Так уж велика проблема? Можно же, например, надеть темные очки и кепку с длинным козырьком, и тебя никто не узнает.

-         Ну, это уж х…й!

-         Правильно ли я понял, что в передаче «Черно-белое» твою честь блюдут? Недавно в программе о плагиате ты напал на певицу Натали, обвинив ее в кощунстве за то, что она спела «Звезду по имени Солнце» группы «Кино». Она тогда еще ответила: «Слава, а ты песню «Belle» зачем так ужасно спел?» В телеверсии твой наезд оставили, а ее ответ вырезали.

-         Во-первых, Натали дура, начнем с этого! Во-вторых, она сказала очередную глупость. В-третьих, когда мне в этой программе все подряд ставят в укор «Нотр-Дам» и песню «Belle», что само по себе является глупостью, выносить это становится совершенно невозможно! Да и мне ставить людей в дурацкую ситуацию, в которой они выглядят идиотами, тоже не хочется. Так что, я на самом деле Натали пожалел, а не себя.

-         А тебе случайно еще не делались предложения поработать в качестве шоумена? Например, вести какие-нибудь вечеринки?

-         Ты меня сейчас пугаешь. Потому что когда появится первое такое предложение, я очень сильно задумаюсь над своим бытием. Мне это очень не нравится.

-         Но это неизбежная судьба всех популярных телеведущих: Якубовича, Пряникова, Пельша, Диброва… Всех без исключения.

-         Мне хватает того, что я веду свои собственные концерты. Представляешь, люди получают меня и как телеведущего, и как звезду мюзикла, и как ведущего концерта, и как певца, и как музыканта, и как сочинителя и поэта. Вот привалило! Как много всего в одном флаконе! Не лопнуть бы от этого!!!

-         Сегодня на концертах группы «Танцы минус» публика просит исполнить песню «Belle»?

-         Постоянно.

-         Поешь?

-         Нет.

-         Но ведь именно эта песня сделала тебя героем года.

-         Да, это массовый продукт. Вот «Танцы минус», как ни крути, несмотря на растущую аудиторию, большие тиражи альбомов и стадионные концерты, массовую музыку не играют. Это, скорее, интересно только молодым. А песней «Belle» мы зацепили более широкую прослойку, более взрослые слои населения.

-         Предполагаешь ли ты, что вскоре у тебя появится вторая такая массовая песня, третья, и т. д.?

-         Я буду в ближайшее время очень тщательно и внимательно за собой наблюдать, и постараюсь сделать все, чтобы этого не произошло.

-         То есть ты жалеешь об успехе «Belle»?

-         Нет, не жалею, но вторая такая песня мне точно не нужна.

-         Что касается твоего участия в мюзикле «Нотр-Дам да Пари». Не надоело? Ведь изо дня в день одна и та же роль.

-         Тем не менее, я каждый раз играю ее по-новому, и у меня уже начинается момент шлифовки. Я шлифую сам себя, и мне кажется, что это очень хорошо. Я же еще не достиг какого-то исключительного качества собственной игры. Также мне интересны люди, которые играют со мной на одной сцене.

-         Как ты относишься к участникам дуэта «Smash», которые, глядя на твой успех, тоже запели песню «Belle»?

-         Пускай поют, жалко, что ли? Хотя когда я это наблюдаю, мне становится смешно. Да и вообще, с этой группой мне все ясно.

-         Что именно?

-         Во-первых, это называется «сесть на хвоста». У нас же все так любят эти народные русские забавы! «Сесть на хвоста», «потанцевать на костях», и т. д. Вот тебе, пожалуйста, и наглядный пример. Еще знаю, что был момент антагонизма между компанией АРС и продюсерами мюзиклов «Нотр-Дам» и «Метро».

-         А при чем тут АРС? Разве «Смэшом» не «Universal» занимается?

-         Говорю тебе АРС, значит АРС! Да, тут недавно на одном «заказнике», когда и нас и их туда пригласили, у меня поинтересовались: «А вы разве с ними не враги?» Поскольку мы ни разу никому об этом не говорили, значит, они об этом всем говорят. А вообще они такие милые мальчики. Наверное, легко быть пидорасами в этом мире.

-         Слышал, будто Ричард Кочианте недоволен слишком пошлым русским переводом этого мюзикла. Даже в песне «Belle», где ты поешь «я душу дьяволу отдам за ночь с тобой», в оригинале Квазимодо просит сатану лишь позволить дотронуться до волос Эсмеральды.

-         Я несколько раз встречался с Кочианте, и ничего, кроме радости, удовольствия и того, что русские актеры самые лучшие, от него не слышал.

-         Как ты думаешь, почему у нас с мюзиклами начались проблемы? Закрылся «42-th Street», на «Чикаго» публика плохо идет.

-         Потому что существует два вида мюзиклов: европейский, который в последнее время актуален и близок жителям нашей страны, и бродвейский «нафталин» типа тех, что сочиняет Боб Фосс. Для американцев они как биг-мак, для нас же нафталин. Люди их не чувствуют. Но у нас эту проблему почему-то пытаются решать с помощью известных персонажей: Киркоров, Лолита Милявская. Но нельзя же все решить персонажами, важен еще музыкальный и драматический материал.

-         То есть «Чикаго» не спасти?

-         Не знаю. А мюзикл на английском языке… Я изначально сильно сомневался, что это получится.

-         Кстати, по поводу «одного флакона». Ходили слухи, будто тебе предлагали должность главного редактора известного музыкального журнала.

-         Это только слухи. Я об этом ничего не знаю.

-         Как я понял, работы у тебя сегодня много. А имеется ли досуг?

-         Нет. Хотя очень хотелось бы.

-         И чем бы ты занялся?

-         На рыбалку бы ездил. Кстати, что касается еще одной моей новой работы. Мы тут недавно открыли PR-агентство. Оно так и называется «Агентство Вячеслава Петкуна». Будем заниматься проблемами музыкальных коллективов и решать их путем сотрудничества с масс-медиа, будем корректировать действия, которые группа совершает или пытается совершить. Вплоть до создания каких-нибудь невероятных историй, которые вообще к исполнителям никакого отношения иметь не будут, но все в них будут верить.

-         Зачем тебе это нужно?

-         Мне это просто интересно. Кажется, что я могу это делать хорошо.

-         Ты этим решил заняться, глядя на кого-то?

-         Нет, глядя внутрь себя.

-          Кого бы ты желал видеть в качестве своих клиентов?

-         Значит так. Владимира Путина, Робби Уильямса, Филиппа Киркорова, группы «Oasis», «Иванушки International», «Сплин», «Мумий Тролль», «Тату»…

-         «ДДТ» не хочешь?

-         Хочу. И еще очень хочу группу «АукцЫон», но это из-за личной привязанности.

-         А какие у этих артистов, по-твоему, проблемы?

-         Почти у всех у них неправильный имидж. И у Киркорова и у «Иванушек».

-         Что бы ты им поменял?

-         Ну щас я тебе все расскажу! Это бизнес… А у «АукцЫона» имидж правильный, но их что-то не видно и не слышно. А я бы сделал, чтобы их увидели и услышали.

-         И ты бы сказал им: «Платите деньги, и мы вас так «распиарим»!

-         Нет, им бы я все сделал бесплатно.

-         Тогда как финансово твоя фирма будет существовать?

-         На деньги Филиппа Киркорова, группы «Иванушки International» и Владимира Путина.

-         На момент появления альбома «Танцев минус» «Флора и фауна», то есть когда у тебя началась серьезная PR-компания, ты в своих интервью частенько ругал Пугачеву, Киркорова, Шевчука, Чижа. Стал ли ты со временем терпимее к этим персонажам?

-         С тех пор я просто понял некоторые вещи. Во-первых, что никого это не волнует. Во-вторых, что бы я про кого ни говорил, с них всех, как с гуся вода. Поэтому быть Доном Кихотом мне больше что-то не хочется.

-         В чем, по-твоему, главная проблема сегодняшнего российского шоу-бизнеса?

-         В том, что бизнеса-то как такового не существует.

-         Будь твоя воля, что бы ты поменял?

-         В России всегда была одна проблема, хотя об этом почему-то редко говорят. У нас постоянно актуальна замена строя. Поменяй строй, и все будет хорошо. И сейчас эта проблема остается. Если строй изменится, кому-то станет лучше, кому-то хуже. Но лучше станет ровно такому же количеству людей, какому станет хуже. От перемены мест слагаемых в нашем обществе не меняется ничего.

-         Когда ты, наконец, порадуешь своих поклонников новой пластинкой группы «Танцы минус»?

-         Скорее всего, в октябре вместе со своим сольным концертом в «Олимпийском».

-         И там-то ты снизойдешь до двадцати тысяч зрителей и исполнишь свою коронную «Belle»?

-         Думаю, что все может быть.

 

Николай ФАНДЕЕВ

(с) 2003, журнал «Хит-парад»

ВЫХОД НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ САЙТА